...

Социальное партнерство - система отношений между представителями работников, работодателей и органов государственной власти, направленная на согласование интересов сторон трудового договора по вопросам регулирования трудовых отношений, а также по вопросам установления более высокого уровня социальных гарантий для трудящихся.
Формальным моментом возникновения социального партнерства в новейшей истории можно считать создание Международной организации труда (МОТ), основывающей свою работу на принципах трипартизма. В нашей стране формальным моментом становления социального партнерства можно считать Указ Президента РФ № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15.11.91.
Законодательство и нормативно-правовые акты в области социального партнерства
Правовой основой социального партнерства в Красноярском крае являются Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Закон Красноярского края от 31.03.2011 № 12-5724 «О социальном партнерстве».
Формы социального партнерства
1. Коллективные переговоры при заключении коллективных договоров и соглашений.
2. Взаимные консультации (переговоры) - в установленных законодательством случаях (например, при увольнении работника состоящего в профсоюзе, когда профсоюз не согласен (ст. 372 ТК РФ).
3. Участие работников и их представителей в управлении организацией.
4. Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Функции и принципы социального партнерства
Функции социального партнерства определяются интересами трех социальных партнеров: представительство и защита общегосударственных интересов в сфере труда, интересов бизнеса и интересов наемных работников. Различают прямые функции социального партнерства, реализация которых направлена на обеспечение социального мира в обществе, и косвенные функции (воздействие социального партнерства на формирование гражданского общества и на развитие экономической демократии, обеспечение социальной стабильности, социально- экономической безопасности и социальной справедливости).
Социальное партнерство способно разрешить многие противоречия, возникающие в социально-трудовой сфере. Однако оно не в состоянии снять главное противоречие в условиях господства частной собственности между трудом и капиталом.
Основные принципы социального партнерства:
§ равноправие сторон (каждая из сторон может быть инициатором переговоров);
§ уважение и учет интересов сторон (интересы сторон согласовываются в холе переговоров);
§ заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях (законодатель все больше вопросов отдает на усмотрение сторон, и им придется договариваться);
§ содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе (создаются специальные органы по содействию в урегулировании социально-трудовых отношений);
§ соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (каждая из сторон, подписывающая договор или соглашение, обязана выполнять условия);
§ полномочность представителей сторон (представители работников избираются на собрании (конференции), их полномочия подтверждает протока собрания, представители работодателя назначаются - их полномочия подтверждает приказ);
§ свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда (Трудовой кодекс позволяет сторонам выбирать любой круг вопросов, а не только рекомендуемый);
§ добровольность принятия сторонами на себя обязательств без принуждения и угроз);
§ реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами (принимаемые обязательства должны быть выполнимыми);
§ обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
§ контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений (осуществляют органы надзора);
§ ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (устанавливается административная ответственность).
Информация о положительном влиянии коллективно-договорных отношений на социальный климат в организациях
Зачем и кому нужен коллективный договор?
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Коллективный договор является для работников одной из гарантий соблюдения работодателями трудового законодательства. Коллективный договор наиболее полно регулирует все трудовые отношения в организации, посредством коллективного договора происходит закрепление положений трудового законодательства в конкретной организации с учетом интересов как работников, так и работодателя.
Грамотно составленный коллективный договор может стать незаменимым инструментом разрешения споров с работниками, поможет стабилизировать трудовые отношения и усилить мотивацию работников на достижение высоких экономических результатов.
Зачем коллективный договор работодателю?
Наличие коллективного договора позволяет работодателю оптимизировать решение сразу нескольких проблем.
Во-первых, он помогает стабилизировать отношения с коллективом работников. Установление показателей премирования, системы доплат и надбавок усиливает мотивацию работников. С другой стороны, в коллективный договор может быть включено положение о запрете забастовок, если работодатель выполняет все условия коллективного договора, участия работников в акциях, организованных в случае возникновения «корпоративных войн». Через коллективный договор можно решать вопросы повышения производительности труда, ответственности коллектива и др.
Во-вторых, коллективный договор позволяет существенно сократить объем кадрового документооборота. В небольшой организации работодатель может оговорить все аспекты трудовых отношений в трудовом договоре с каждым сотрудником. Но на любом среднем или крупном предприятии у работодателя нет возможности контактировать непосредственно с каждым из работников. В этом случае взаимодействие с работниками он осуществляет посредством коллективного договора. А в трудовых договорах даются ссылки на общие правила, распространяющиеся на всех сотрудников.
В-третьих, коллективный договор для работодателя - это инструмент управления налоговой нагрузкой по налогу на прибыль, НДФЛ. В соответствии с главой 25 Налогового кодекса расходы на оплату труда уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. В эти расходы помимо зарплаты включаются стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием работников и предусмотренные коллективными договорами (ст. 255 НК РФ).
Отдельно законодатель оговорил, что облагаемую базу по налогу на прибыль, например, уменьшают предусмотренные коллективным договором расходы:
· на предоставление бесплатного или льготного питания (п. 25 ст. 270 НК РФ);
· оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования и специальными маршрутами (п. 26 ст. 270 НК РФ).
Таким образом, налоговое законодательство поощряет работодателей, заключивших коллективные договоры.
_______________________________________________________________________________________________________________
По инициативе Канской территориальной (районной) организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ 28 марта 2017 года состоялся круглый стол на тему «Закон суров, но он Закон» в котором приняли участие:
Глава Канского района Заруцкий Александр Анастасьевич, депутаты Законодательного Собрания Красноярского края Креминский Николай Анатольевич и Мкртчян Артур Алварои, председатель Совета депутатов Канского района Костюков Владимир Николаевич, Канский межрайонный прокурор Фёдоров Евгений Викторович, начальник территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека Безгодов Николай Прокопьевич, начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы в г. Канске Пешков Александр Вадимович, начальник отделения военного комиссариата г.Канска Фещенко Юрий Петрович, заместитель начальника отдела ГИБДД МО МВД России «Канский» Тюрханов Анатолий Витальевич, заместитель главы Канского района, член муниципальной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Котин Владимир Николаевич, заведующий юридическим отделом, главный правовой инспектор труда Красноярской территориальной (краевой) организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Мубаракшина Римма Амировна, председатель координационного Совета Профсоюзов Канского района Стоян Ольга Яковлевна, председатель комиссии по социальным вопросам Совета депутатов Канского района Неживая Нина Георгиевна, руководитель МКУ «УО Канского района» Желонкина Ирина Геннадьевна, директор Браженской школы член общественного Совета Канского района Лебедева Лидия Ивановна,
ведущий специалист МКУ «УО Канского района» внештатный правовой инспектор районного комитета Профсоюза Авраменко Александр Иванович,
Юрист МБУ «ЦБУО Канского района» внештатный правовой инспектор районного комитета Профсоюза Кузьминова Юлия Александровна, методист МБУ «ОРЦ» внештатный инспектор по охране труда районного комитета Профсоюза Вечканова Елена Владимировна и члены Молодёжного Совета «МАРС» Профсоюза образования Канского района.
Основной целью работы круглого стола являлось:
повысить уровень правовых знаний молодых работников отрасли образования Канского района в целях защиты их прав и законных интересов, недопущения нарушения ими требований закона, и выработать принципы взаимодействия органов исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления Канского района, надзорных органов, общественных организаций, профсоюзной организации образования и Молодежного Совета отрасли образования Канского района.
В ходе дискуссии затрагивались вопросы организации местного самоуправления, деятельности депутатов, правовых основ деятельности прокуратуры, судебной практики, функционирования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, пожарной безопасности, организации надзорной деятельности, безопасности дорожного движения, прохождения военной службы, основ прав и гарантий деятельности краевой организации Профсоюза образования, трудовой дисциплины молодых специалистов в образовательных организациях, социального партнёрства. Приводились примеры часто встречающихся нарушений требований законодательства.
Как показала дискуссия, нет равнодушия нашего общества в вопросах деятельности молодежи. Знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний – неотъемлемый компонент цивилизованного правового государства. Молодежному совету, как представителю интересов молодых работников сферы образования Канского района, необходима поддержка, контроль и надзор компетентных структур. И, деятельность самого Молодежного совета, и взаимодействие должно быть в рамках закона, с учетом целей, задач, принципов, организации и порядка деятельности, функций и полномочий соответствующих органов и лиц.
Фотографии
Дата размещения на сайте 11 / 11 / 2015Дополнительная информация→
Закон